Тахограф

Тахограф – это контрольное устройство, устанавливаемое в автомобиль и предназначенное для регистрации режимов труда и отдыха водителей. Помимо этого дополнительные модули в тахографе фиксируют скоростной режим и передают данные по месту положения автомобиля.  
Для того, чтобы разобраться какой тахограф установить на автомобиль, необходимо понять на какой территории будет осуществляться эксплуатация транспортного средства. Если автомобиль осуществляет международные перевозки, имеет международный допуск, а автопредприятие - удостоверение допуска к международным перевозкам, то тахограф устанавливается в соответствии с требованиями ЕСТР. На Официальном сайте Министерства транспорта  указан перечень контрольных устройств, допущенных к установке на транспортные средства, производящие международные автомобильные перевозки:  DTCO 1381,  SE 5000,  EFAS-4.
Для всех остальных категорий транспортных средств (ТС) устанавливаются тахографы в соответствии с 36 Приказом Минтранса в которых встроен блок СКЗИ или НКМ:  ШТРИХ-ТахоRUS,  Меркурий ТА-001, КАСБИ DT-20М, DTCO 3283, ТЦА-02 НК,  Drive-5, EFAS V2 RUS.
Порядок оснащения тахографами, категории ТС и сроки оснащения
В соответствии с  Приказом №36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства», а также «Порядком оснащения ахографами транспортных средств», изложенных в  Приказе №273 Министерства транспорта РФ тахографами оснащаются следующие категории и виды транспортных средств, выпускаемые в обращение и находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации:
• транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 тонн (категория М2) - в  срок до 1 июля 2014 г.;
• транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 тонн (категория М3) - в срок до 1 июля 2014 г.;
• транспортных средств категорий  ,  , используемых для перевозки опасных грузов – в срок до 1 апреля 2014 г.;
• транспортных средств категории   с полной массой свыше 15 тонн (за исключением транспортных средств, используемых для перевозки опасных грузов), предназначенных для междугородных перевозок –в срок до 1 июля 2014 г.;
• транспортных средств категории   (за исключением транспортных средств с полной массой свыше 15 тонн, предназначенных для междугородных перевозок), используемых для перевозки грузов, не относящихся к опасным – в срок до 1 сентября 2014 г;
• транспортных средств категории  , используемых для перевозки грузов, не относящихся к опасным – в срок до 1 апреля 2015 г.
ТС, не подлежащие оснащению тахографами:
• транспортные средства категории М2, М3, осуществляющие городские и пригородные регулярные перевозки в соответствии Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. № 112 ;
• транспортные средства, допущенные к осуществлению международных автомобильных перевозок в соответствии с карточкой допуска на автотранспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок грузов и пассажиров (приказ Минтранса России от 22 ноября 2004 г. № 36 «Об утверждении форм бланков лицензий, лицензионных карточек, удостоверений допуска и карточек допуска» (зарегистрирован Минюстом России 17 декабря 2004 г., регистрационный № 6204), оснащаемых контрольными устройствами в соответствии с требованиями Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР, Женева, 1 июля 1970 г.).
• пассажирские и грузовые троллейбусы;
• автобетононасосы, автобетоносмесители, автогудронаторы, автокраны и транспортные средства, оснащенные кранами-манипуляторами, автомобили скорой медицинской помощи, автоэвакуаторы,
• пожарные автомобили,
• транспортные средства для коммунального хозяйства и содержания дорог,
• транспортные средства для обслуживания нефтяных и газовых скважин,
• транспортные средств для перевозки денежной выручки и ценных грузов,
• транспортные средства, оснащенные подъемниками с рабочими платформами,
• медицинские комплексы на шасси транспортных средств,
• автолавки,
• автобусы для ритуальных услуг,
• автомобили-дома,
• бронированные транспортные средства,
• самоходные сельскохозяйственные машины,
• передвижные лаборатории и мастерские, передвижные репортажные телевизионные студии;
• транспортные средства, зарегистрированные военными автомобильными инспекциями или автомобильными службами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба;
• транспортные средства органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
• транспортные средства, зарегистрированные органами, осуществляющими государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники;
• транспортные средства, включенные в перечень видов и категорий колесных транспортных средств, с года выпуска которых прошло 30 и более лет, которые не предназначены для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, имеют оригинальный двигатель, кузов и раму (при наличии), сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, и в отношении которых утилизационный сбор не уплачивается, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2012 г. N 870 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств".
Важно помнить, что разрешена эксплуатация тахографов до 01.01.2018 без блоков СКЗИ, установленных до 01.04.2014 года организациями-изготовителями ТС или до 11.03.2014 мастерскими. После 11.03.2014 установка тахографов с блоком СКЗИ обязательна для автомобилей, осуществляющих перевозки на территории РФ и не имеющих международных удостоверений допуска.
Памятка водителю
Обязательно ознакомьтесь с инструкциями по эксплуатации тахографа и разберитесь как пользоваться картой водителя. Большая часть поломок контрольного устройства или карты возникает по причине неграмотных действий водителя.
В Приказе № 36 совершенно четко обозначены  обязанности водителя транспортного средства. Приведем основные пункты:
1) перед началом движения транспортного средства (в начале смены, рабочего дня) вставить карту водителя в левый слот тахографа и ввести PIN-код карты;
2) осуществить по запросу тахографа ручной ввод данных о своей деятельности с указанием названия места, в котором начинается ежедневный период работы;
3) изъять карту водителя из слота тахографа при завершении ежедневного периода работы (окончание смены, рабочего дня) после запроса тахографа о завершении соответствующего периода работы и о подтверждении или вводе названия места, в котором завершился ежедневный период работы;
4) по требованию представителей контрольных органов предоставлять доступ к тахографу и карте водителя, а также осуществлять по их требованию вывод на печать информации в виде соответствующих распечаток;
5) осуществлять вывод на печать информации;
6) не использовать загрязненную либо поврежденную карту водителя;
7) не извлекать карту во время движения транспортного средства;
8) не использовать карту водителя по истечении срока ее действия;
9) обеспечить эксплуатацию тахографа в соответствии с Правилами использования тахографов, установленных на транспортных средствах, и руководством по эксплуатации организации-изготовителя тахографа.
Водителям запрещается:
1) осуществление перевозки с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с не соответствующим установленным требованиям тахографом;
2) использование тахографа, срок эксплуатации которого закончился;
3) использование тахографа с блоком СКЗИ тахографа, у которого закончился срок эксплуатации;
4) использование тахографа, не включенного в перечень моделей тахографов;
5) блокирование, корректировка, модификация или фальсификация регистрируемой тахографом информации;
6) уничтожение данных, хранящихся в тахографе и на карте водителя, а также распечаток тахографа.
Информация для транспортного предприятия
Всем руководителям автопредприятий мы рекомендуем ознакомиться со всеми инструкциями, которые выдаются  при установке тахографа, а также  пройти необходимое минимальное обучение  на эмуляторе контрольного устройства. Полученные знания значительно облегчат процесс внедрения тахографов на вашем автопредприятии, а изучив дополнительные возможности предоставляемые с использованием дополнительных датчиков или установки программного обеспечения по мониторингу транспорта вы сможете минимизировать часть транспортных затрат.
Приведем основные пункты 36 Приказа, в которых обозначены обязанности транспортного предприятия:
1) осуществлять работы по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту устанавливаемых на транспортные средства тахографов в мастерских, сведения о которых учтены ФБУ «Росавтотранс» в перечне мастерских;
2) обеспечивать эксплуатацию тахографа в соответствии с требованиями руководства по эксплуатации тахографа, утвержденного организацией-изготовителем тахографа;
3) обеспечивать своевременное техническое обслуживание тахографа и проверку его функционирования;
4) обеспечивать водителя необходимыми расходными материалами (бумага для принтера);
5) выгружать данные с карты водителя каждые 28 дней;
6) хранить данные, выгруженные с карты водителя, в базах данных предприятия в течение одного года и обеспечивать их доступность для проверки;
7) при выводе тахографа из эксплуатации обеспечивать хранение снятого блока СКЗИ тахографа в течение года;
8) направлять неисправный или функционирующий со сбоями тахограф на ремонт в мастерскую, сведения о которой учтены ФБУ «Росавтотранс» в перечне мастерских;
9) направлять в ФБУ «Росавтотранс» данные об утилизированных тахографах и блоках СКЗИ тахографов;
10) обеспечивать перед утилизацией тахографа запись в базу данных транспортного предприятия сохраненной в тахографе информации и ее хранение в течение одного года;
11) обеспечивать наличие в транспортном средстве руководства по эксплуатации тахографа.

Информация с сайта ati.su